?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Окончательно разобраться в этом вопросе я смогла только в свои 18 лет, имея за плечами первый курс университета. Любой человек, который ходил в школу рано или поздно задумается над таким вопросом. Ибо «допекают» учителя со своими домашними заданиями, самостоятельными работами и контрольными с первого класса. За десяток лет, конечно, надоедает. Мне потребовался 21 день, чтобы дать для себя окончательный ответ, «халявная» ли работа у педагога?
Детский оздоровительный лагерь имени Марата Казея находится в живописном месте -- где Березина впадает в Днепр (это в Речицком районе Гомельской области). Лагерь этот ведомственный: принадлежит Производственному объединению «Белоруснефть» -- единственной белорусской компании, которая занимается добычей нефти. Социальная сфера объединения на высшем уровне, поэтому в лагере несколько лет назад был сделан капитальный ремонт корпусов, построили новую столовую, бассейн, несколько спортивных площадок и многое-многое другое. Только детей лагерь может принять порядка 960 человек. А еще и весь обслуживающий персонал, воспитатели и вожатые.
Так вот, кстати, вожатой меня и взяли на работу вожатой, или помощником воспитателя. И это было для меня такое счастье! Я сама, наверное, с восьми ездила в этот лагерь отдыхать летом. Всегда казалось, что вожатые, как и дети, тоже отдыхают в лагере.
Практика показала обратное. Работа в детском оздоровительном лагере была работой, самой настоящей, со своей спецификой и трудностями.
Моя эйфория резко прекратилась еще за день до официального начала смены. На организационном собрании мне сообщили, что наш отряд – для детей в возрасте 13-14 лет. Когда же дети заехали, оказалось, что нашим мальчикам оказалось по 11-13, а девочкам по 14-16. Было несколько девчонок, которым в то же году исполнялось уже восемнадцать. А мне самой на то момент восемнадцать с половиной было!
Интересно было, когда они у меня спрашивали, сколько мне годиков. Татьяна Александровна посчитала, что лучше не открывать то, что ко мне недавно сравнительно пришло совершеннолетие. Наверное, это был определенный педагогический шаг, ибо дети могли попросту сесть на голову. Первым признаком тогда мне показалось, что некоторые из наших взрослых детей пытались называть меня не по имени отчеству. Пришлось объяснить всем, что есть субординация и этикет. И что нужно иметь уважение к людям, которые ответственны за детей, собственно.
Начинать было трудно. Девочки смотрели на мальчиков, как на недоразвитых организмов, а мальчики и вовсе не могли понять, почему так происходит. Но, видимо, мне удалось найти ключик к детям. Мы придумывали много игр, отлично выступали на общелагерных мероприятиях. Часто становились самыми лучшими. Как удалось мне это, не могу понять. Может быть, на руку сыграло то, что мне помогал один из воспитателей -- он просто контролировал дисциплину. Другая моя коллега -- заслуженный педагог, наверное уже -- сказала, что развлекать детей -- моя работа. Но я же не устраивалась работать клоуном?
Проще говоря, воспитатель-дамочка сложила с себя всяческие полномочия помогать мне в моем «развлекательном» ремесле. Василий (второй педагог) стал моим напарником. Спасибо и ему. Спасибо и детям, которые уважали меня и прислушивались к моему мнению.
Каждый день нужно было выкладываться на полную. А начинался рабочий день с подъема в 6 утра. Через час нужно было быть уже на остановка служебного автобуса, а еще через час мы приезжали в лагерь. Там был задействован весь день -- от «а» до «я». Часто не было времени просто, чтобы присесть. Нужно было то в бассейн с детьми, то в волейбол, то на репетицию, то на эстафету. Заканчивалось все дискотекой, с которой все вожатые уходили и нас всех увозил автобус. К 10 вечера Татьяна Александровна приходила домой. А потом еще готовила всякие заготовки, искала в Интернете фонограммы, тексты песен, новые игры для детей.
Роптать на такой график было бы смешно: я ведь понимала, на что я иду. Просто все оказалось сложнее, чем я думала. «Халяву» в лагере ловили дети, а не педагогический коллектив. Кто-то больше, кто-то меньше, конечно. Но всё же это было. И только тогда до меня дошло, что быть педагогом -- воспитателем в детском садике, учителем в школе либо преподавателем в ВУЗе -- это, действительно, только от Бога талант. Некоторые люди, конечно, совершенно случайно попадают в педагогику, прилагают большие усилия к своему карьерному и профессиональному росту. И что? Не достигают таких высот, как те, которые имеют Божью искру.
Может быть, и во мне есть та искра, только работа эта титаническая! Без преувеличения.

P. S. Кстати, взрослые девочки узнали о юном возрасте Татьяны Александровны по прошествии полугода после лагеря. Приятно, что мои дети сами меня нашли, позвонили и предложили встретиться в Речице -- на моей малой родине. 

Latest Month

Январь 2010
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31